Информация для родителей
В России проживают более 30 миллионов детей. Для создания системы психолого-педагогической поддержки семей и формирования ответственного родительского поведения в рамках национального проекта «Образование» с 2019 г. реализуется мероприятие по оказанию консультационной (психолого-педагогической, методической) помощи родительскому сообществу.
Это дает возможность любому родителю получить адресную помощь по вопросам развития, воспитания, образования их ребенка, внутрисемейных отношений, а также получить психологическую поддержку в удобном формате – личная встреча, общение по телефону или видеосвязи, письменный ответ, а также участие в обучающих мероприятиях с выдачей сертификата.
Уважаемые родители! Убедительно просим вас ознакомиться с информацией, представленной по ссылкам ниже. Раздел постоянно обновляется и дополняется, заходите почаще!
О профилактике несчастных случаев у детей
Безопасность детей и подростков в интернет-пространстве
Ни для кого не секрет, что интернет — бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. В интернете размещено огромное количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное влияние на детскую психику оказывают порнографические сайты, бесплатные веб – страницы, пропагандирующие насилие, различные провокационные идеи, а бесконтрольное увлечение интернет-играми приводит к формированию зависимости.
Вместе с тем у современной компьютеризации есть и плюсы: развитие у детей важнейших операций мышления — обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания, развитие интеллекта и зрительно-моторной координации. Интернет предлагает полезный образовательный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким. На компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретая элемент игры. Работа на нем обучает детей новому, более простому способу получения и обработки информации. Но взрослые должны понимать, что «все хорошо в меру» и отсутствие специальных знаний и правил безопасности в интернет-пространстве легко превращает «плюсы» в «минусы».
Среди «рисков» для детей и подростков можно выделить следующие:
- коммуникативные (интернет-хулиганство в виде запугивания, преследования, оскорбления, склонения к негативным и опасным для жизни поступкам и играм, »выуживание» личной информации, интернет-знакомства без согласия родителей и т.п);
- электронные (хищение личной информации, вирусы);
- потребительские (азартные игры на деньги, потеря денежных средств, приобретение некачественных товаров);
- интернет-зависимость от компьютерных игр, которая приводит к глубоким изменениям личности — самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким.
Онлайновые риски непредсказуемы, поэтому дети нуждаются в помощи взрослых. Необходимо учить детей безопасному поведению в интернете, предупреждать об опасностях виртуального мира, помогать ориентироваться в киберпространстве, учить искать полезную и нужную информацию.
В связи с этим особую важность приобретает просветительская работа педагогов с родителями. Стоит вооружить родителей знаниями по профилактике рисков, связанных с интернет — пространством у детей и подростков, распознаванию на ранней стадии зависимости от интернета, по коррекции данного явления силами семьи и специалистов.
Что может подсказать взрослым, что ребенок проводит много времени в интернет-пространстве и у него формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость?
Стоит волноваться, если ребенок:
- увеличивает интервалы времени, проводимого за компьютером
- демонстрирует неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер — вплоть до скандала,
- не способен спланировать окончание сеанса работы или игры
- расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера
- начинает разговаривать во время игры сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны
- ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер
- обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми
- теряет интерес к происходящему вокруг
- обесценивает то, что раньше было дорого и важно
- имеет неопрятный внешний вид
- выдает частые резкие перепады настроения
- становится более агрессивным
- лжет, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам
- часто пропускает школьные занятия по болезни или без причины
- сократил контакты с друзьями и сверстниками
- не имеет реальных друзей, зато много виртуальных
- стал забывчив
- стал равнодушен к близким
- имеет нарушения сна: постоянно хочет спать
- трудно встает по утрам, обычно в подавленном настроении
Считается, что зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует.
Какие особенности характера детей и подростков могут являться «рисками» для формирования зависимости от разного рода интернет-услуг?
- трудности в общении с взрослыми и сверстниками (в том числе и с противоположным полом), обусловленные неуверенностью в себе и высоким уровнем тревожности
- необщительность в реальной жизни на фоне уверенности и индивидуализма
- заниженная или завышенная самооценка
- склонность к риску и авантюрам
- нонконформизм – стремление во что бы то ни сталдо противоречить мнению
большинства
- эгоцентризм
- склонность к депрессивным состояниям
- склонность к избеганию проблем и ответственности
- боязнь одиночества
- потребность в социальной поддержке
- низкая мотивация к учебе, труду и др.
Предполагается, что использование интернет-ресурсов в качестве общения и самораскрытия характерно для детей, ощущающих некоторую недостаточность, неполноту, ущербность в обычной «реальной» жизни.
Исследования показывают, что наиболее подвержены интернет-зависимости подростки, имеющие следующие типы характера: шизоидный, истероидный, эпилептоидный, лабильный. Необходимо заметить, что доминирующие черты этих типов характера, являются основными рисками в формировании нарушенного поведения у детей и подростков.
Совместный (интересный) досуг семьи и роль дополнительного образования как ресурс профилактики.
Важно донести до родителей информацию о том, что дети и подростки намного реже демонстрируют нарушенное поведение, когда родители:
- искренне интересуются делами ребенка, знают, чем он живет
- помогают ребенку решать его проблемы
- находят время на общение с ребенком, организуют совместный досуг, приносящий удовольствие и тем, и другим
- приобщают детей к семейным традициям и ритуалам
- следят за соблюдением ребенком режима дня, создают психологический комфорт дома
- стараются быть открытыми для контактов извне, поддерживает отношения с семьями друзей детей
- помогают организовать для ребенка досуг вне дома (кружки, секции и др)
Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать ребенку или подростку «присесть» на компьютерные игры и общение в чатах — это привлечь его в процессы, которые не связаны с виртуальной реальностью.
Роль доверительных и дружеских отношений с ребенком – важнейший ресурс профилактики.
Если в семье между взрослыми и детьми сохраняются эмоционально теплые отношения, ребенок уважает родителей, доверяет им, прислушивается к их мнению. Родители должны донести до ребенка следующую информацию:
- на компьютер необходимо ставить фильтры для защиты от вирусов и вредной информации
- компьютер нужен, прежде всего, для получения нужной и важной информации и позитивного общения
- в сети множество опасностей и есть люди, которые принуждают других совершать поступки, опасные для жизни
- не вся информация, которая появляется в сети, является правдивой и точной
- необходимо советоваться с родителем, когда сталкиваешься с нежелательной информацией или любым приглашением (склонением к чему-либо другим лицом)
- важно сообщать родителям о любом «нападении» на себя
- родители отвечают за безопасность своего ребенка и должны быть в курсе того, с кем он общается, осуществлять адекватный возрасту контроль
- родители всегда придут на помощь
Очень важно чтобы родители своим примером показывали детям, как грамотно строить свои отношения с интернет пространством и не сообщали детям о «новинках» (игры и т.п.), вызывая тем самым ненужный интерес.